Оценка бизнеса
Стоимость бизнеса – объективный показатель результатов его функционирования.
Определение стоимости бизнеса требует превосходного знания и понимание подходов и методик. Оценка компаний является сложной задачей, при решении которой необходимо четкое понимание макроэкономических и отраслевых аспектов, знание финансовых, юридических, бухгалтерских, налоговых и иных вопросов и нюансов. Фактически, под термином "оценка бизнеса" понимается одна из следующих задач:
Оценка мажоритарного (контрольного, блокирующего) пакета акций компании - АО или ПАО. Наиболее востребованная задача, дающая представление о стоимости компании в целом или стоимости крупного пакета акций.
Оценка миноритарного пакета акций. В этом случае оценивается одна акция в составе миноритарного пакета; ситуация отличается от оценки бизнеса предприятия в целом и по объему требуемых для работы документов и по используемым оценщиком подходам.
Оценка имущественного комплекса. Особое внимание уделяется оценке активов предприятия - зданий и сооружений, сетей, коммуникаций, земельных участков, машин и оборудования. Также анализируются и финансовые потоки предприятия.
Оценка акций компаний, котирующихся на рынке. Это частный случай оценки акций, достаточно простой и зачастую сводящийся к анализу котировок, состояния рынка и определению ставки дисконта.
При проведении оценки определяется стоимость всех активов и обязательств компании: недвижимого имущества, машин и оборудования, складских запасов, дебиторской задолженности финансовых вложений, нематериальных активов, займов. Кроме того, оценивается эффективность работы компании, ее прошлые, настоящие и будущие доходы, перспективы развития и конкурентная среда на данном рынке, а затем проводится сравнение оцениваемой компании с предприятиями-аналогами. На основании такого комплексного анализа определяется стоимость бизнеса.
Современное предприятие – это сложная структура, объединяющая в себе большое количество активов совершенно разной природы – от недвижимого имущества до деловой репутации предприятия. Поэтому, оценку бизнеса необходимо осуществлять с позиций всех трех существующих оценочных подходов: затратного, доходного и сравнительного. Эти подходы не используются изолированно, а взаимно дополняют друг друга. При этом, каждый подход основан на использовании определенных свойств предприятия, так или иначе влияющих на величину его стоимости.
Так, при определении стоимости с позиции затратного подхода во главу угла ставится стоимость имущества (совокупности материальных и нематериальных активов) предприятия. Затратный подход базируется на типичной мотивации и представлениях расчетливого покупателя, который не заплатит за предприятие больше, чем стоят все его активы.
При оценке бизнеса с позиции доходного подхода основой для расчетов служит доход, который, как предполагается, может принести предприятие в будущем. Этот подход основан на ожиданиях инвесторов, которые определяют текущую стоимость предприятия, руководствуясь, в основном, прогнозной величиной будущих доходов от предприятия.
При использовании сравнительного подхода в оценке бизнеса, основой для определения стоимости предприятия является мнение рынка, выраженное в ценах совершенных сделок купли – продажи аналогичных предприятий или их акций (долей). Сравнительный подход основан на принципе замещения, который говорит о том, что стоимость предприятия не может сильно отличаться от стоимости другого предприятия, обладающего эквивалентной для потенциального покупателя полезностью.
Все эти три подхода имеют свои преимущества и недостатки, свои предпочтительные области применения и объединяют в себе достаточно большое количество различных методов, из многообразия которых мы выбираем наиболее подходящие для конкретного оцениваемого объекта.
Основными целями выполнения работ по оценке бизнеса и ценных бумаг выступают:
купля-продажа бизнеса, изменение состава участников бизнеса;
определение кредитоспособности предприятия и стоимости залога при кредитовании;
привлечение дополнительных инвестиций (эмиссия ценных бумаг);
создание нового совместного предприятия;
повышение эффективности управления предприятием;
выход учредителя или принятие нового;
регулирование вопросов наследования;
выход на IPO;
реструктуризация предприятия (ликвидация, слияние, поглощение, либо выделение самостоятельных предприятий из состава холдинга);
переуступка прав владения;
выкуп акций у акционеров;
разрешение имущественных споров;
внесение имущества в уставный капитал;
переоценка активов для перехода на МСФО и др.
За 16 лет успешной работы мы накопили уникальный опыт работ по оценке бизнеса в следующих отраслях:
Машиностроение;
Медицина и фармакология;
Телеком сектор;
IT сектор;
Ритейл;
Добывающие отрасли;
Химический и нефтехимический сектор;
Нанотехнологии.