Фундаментальные концепции Интегрированной отчетности

 

Стандарт об Интегрированной отчетности  подробно описывает фундаментальные концепции  при подготовке ИО.

 

Мы попробуем коротко описать ключевые моменты.

 

Напомним, что интересы поставщиков финансового капитала сконцентрированы вокруг способности объекта инвестиции  (отчитывающейся компании) создавать стоимость.

 

Интегрированный отчет должен объяснять, как компания создает стоимость в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе.

 

Для начала определим, что запас стоимости, который увеличивается, уменьшается или трансформируется в результате деятельности организации  определяется как капитал. Следовательно, говоря о стоимости – мы говорим о капиталах Компании.

 


 

Капиталы.

 

Для целей ИО Капиталы – это любые ресурсы Компании (денежные средства, запасы, производственные мощности, трудовые ресурсы  и прочее).

 

Стандарт  не обязывает, но предлагает классифицировать капиталы Компании  на следующий виды:

 

Финансовый капитал;

Производственный капитал;

Интеллектуальный капитал;

Человеческий капитал;

Социально-репутационный капитал;

Природный капитал.

 

Общие запасы капиталов не являются неизменными в течение длительного времени. По мере того, как капиталы увеличиваются, уменьшаются или преобразуются, между ними и внутри них происходит постоянный круговорот. Например, когда организация улучшает свой человеческий капитал с помощью обучения, соответствующие затраты на обучение снижают ее финансовый капитал. В результате финансовый капитал преобразуется в человеческий.

 

Для того, чтобы информация была полезной и уместной при подготовке Интегрированного отчета организации следует определить значимые для создания стоимости капиталы. Несмотря на то, что компании взаимодействует со всеми капиталами, это взаимодействие может быть относительно небольшим или косвенным и, следовательно, его необязательно включать в интегрированный отчет.

 


 

Создание стоимости для организации и для заинтересованных сторон.

 

Создание стоимости  в течение  долгого времени, проявляется в увеличении, уменьшении и трансформации капитала в результате коммерческой деятельности компании. Однако направление создания стоимости компании может быть разным:

 

Стоимость, создаваемая для себя. Стоимость, которая обеспечивает инвесторам возврат вложенных средств;

 

Стоимость, создаваемая для заинтересованных сторон и общества в целом.  Удовлетворенность клиентов, влияние на социальную жизнь, на экономику,  на экологию региона присутствия, и прочие  внешние последствия деятельности компании. Для инвестора важен характер капитализации  внешних последствий деятельности компании.

 

Оба аспекта тесно взаимосвязаны. Создание стоимости для себя подлежит подробному раскрытию в Интегрированном отчете. Влияние стоимости, созданной для других, на результаты раскрывается только  в случае существенности.

 


 

Процесс создания стоимости.

 

Интегрированный отчет должен описывать процесс создания стоимости и все существенные факторы, которые влияют  на стоимость, то есть на капиталы.

 

Ядром организации является бизнес-модель.  Именно бизнес-модель описывает то, как Компания преобразует ресурсы, имеющиеся у нее в наличии в конкретные продукты (товары, работы, услуги и прочее). 

 

Стратегия Компании, ее миссия, философия  и цели деятельности определяют бизнес-модель и особенности ведения бизнеса.

 

Компания в результате реализации  бизнес-модели, получает результаты с точки зрения воздействия на капиталы.

 

Результаты – это внутренние и внешние последствия (положительные и отрицательные) для капиталов в результате коммерческой деятельности и продукты организации.

 

 Способность бизнес-модели адаптироваться к изменениям (например, в наличии, качестве и доступности ресурсов) может повлиять на долгосрочную жизнеспособность организации.

 

Постоянный мониторинг и анализ внешней среды в контексте миссии и стратегии организации позволяют выявить риски и возможности организации, связанные с ее стратегией и бизнес-моделью.

 

Процесс создания стоимости не является статичным; регулярный анализ каждого компонента и его взаимодействия с другими компонентами, а также внимание к перспективам организации, приводят к пересмотру и доработке с целью усовершенствования всех компонентов.

 

Примечание: данная статья подготовлена с использованием текста переведенного на русский язык Стандарта об Интегрированной Отчетности, который опубликован на сайте www.ir.org.ru (официальный сайт Российской Региональной Сети по Интегрированной Отчетности, которая курирует проект по внедрению Стандарта об Интегрированной Отчетности в Российской Федерации).