Оценка бизнеса

Стоимость бизнеса – объективный показатель результатов его функционирования.

 

Определение стоимости бизнеса требует превосходного знания и понимание подходов и методик. Оценка компаний является сложной задачей, при решении которой необходимо четкое понимание макроэкономических и отраслевых аспектов, знание финансовых, юридических, бухгалтерских, налоговых и иных вопросов и нюансов. Фактически, под термином "оценка бизнеса" понимается одна из следующих задач:

 

Оценка мажоритарного (контрольного, блокирующего) пакета акций компании - АО или ПАО. Наиболее востребованная задача, дающая представление о стоимости компании в целом или стоимости крупного пакета акций.

 

Оценка миноритарного пакета акций. В этом случае оценивается одна акция в составе миноритарного пакета; ситуация отличается от оценки бизнеса предприятия в целом и по объему требуемых для работы документов и по используемым оценщиком подходам.

 

Оценка имущественного комплекса. Особое внимание уделяется оценке активов предприятия - зданий и сооружений, сетей, коммуникаций, земельных участков, машин и оборудования. Также анализируются и финансовые потоки предприятия.

 

Оценка акций компаний, котирующихся на рынке. Это частный случай оценки акций, достаточно простой и зачастую сводящийся к анализу котировок, состояния рынка и определению ставки дисконта.

 

При проведении оценки определяется стоимость всех активов и обязательств компании: недвижимого имущества, машин и оборудования, складских запасов, дебиторской задолженности финансовых вложений, нематериальных активов, займов. Кроме того, оценивается эффективность работы компании, ее прошлые, настоящие и будущие доходы, перспективы развития и конкурентная среда на данном рынке, а затем проводится сравнение оцениваемой компании с предприятиями-аналогами. На основании такого комплексного анализа определяется стоимость бизнеса.

 

Современное предприятие – это сложная структура, объединяющая в себе большое количество активов совершенно разной природы – от недвижимого имущества до деловой репутации предприятия. Поэтому, оценку бизнеса необходимо осуществлять с позиций всех трех существующих оценочных подходов: затратного, доходного и сравнительного. Эти подходы не используются изолированно, а взаимно дополняют друг друга. При этом, каждый подход основан на использовании определенных свойств предприятия, так или иначе влияющих на величину его стоимости.

 

Так, при определении стоимости с позиции затратного подхода во главу угла ставится стоимость имущества (совокупности материальных и нематериальных активов) предприятия. Затратный подход базируется на типичной мотивации и представлениях расчетливого покупателя, который не заплатит за предприятие больше, чем стоят все его активы.

 

При оценке бизнеса с позиции доходного подхода основой для расчетов служит доход, который, как предполагается, может принести предприятие в будущем. Этот подход основан на ожиданиях инвесторов, которые определяют текущую стоимость предприятия, руководствуясь, в основном, прогнозной величиной будущих доходов от предприятия.

 

При использовании сравнительного подхода в оценке бизнеса, основой для определения стоимости предприятия является мнение рынка, выраженное в ценах совершенных сделок купли – продажи аналогичных предприятий или их акций (долей). Сравнительный подход основан на принципе замещения, который говорит о том, что стоимость предприятия не может сильно отличаться от стоимости другого предприятия, обладающего эквивалентной для потенциального покупателя полезностью.

 

Все эти три подхода имеют свои преимущества и недостатки, свои предпочтительные области применения и объединяют в себе достаточно большое количество различных методов, из многообразия которых мы выбираем наиболее подходящие для конкретного оцениваемого объекта.


 

Основными целями выполнения работ по оценке бизнеса и ценных бумаг выступают:

 

купля-продажа бизнеса, изменение состава участников бизнеса;

 

определение кредитоспособности предприятия и стоимости залога при кредитовании;

 

привлечение дополнительных инвестиций (эмиссия ценных бумаг);

 

создание нового совместного предприятия;

 

повышение эффективности управления предприятием;

 

выход учредителя или принятие нового;

 

регулирование вопросов наследования;

 

выход на IPO;

 

реструктуризация предприятия (ликвидация, слияние, поглощение, либо выделение самостоятельных предприятий из состава холдинга);

 

переуступка прав владения;

 

выкуп акций у акционеров;

 

разрешение имущественных споров;

 

внесение имущества в уставный капитал;

 

переоценка активов для перехода на МСФО и др.


 

За 16 лет успешной работы мы накопили уникальный опыт работ по оценке бизнеса в следующих отраслях:

 

Машиностроение;

 

Медицина и фармакология;

 

Телеком сектор;

 

IT сектор;

 

Ритейл;

 

Добывающие отрасли;

 

Химический и нефтехимический сектор;

 

Нанотехнологии.